На территории ССС� для садово-паркового искусства были характерными следующие черты: озеленение направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешнегородскую среду. Вопросы формирования природного ландшафта отходят на второй план, идет поиск новых форм; появляются парки нового типа – парки культуры и отдыха; появляются мемориальные парки-комплексы типа парков Победы; развитие парков Дружбы; развиваются районные парки в память общественных событий и знаменательных дат; осваиваются крыши зданий и подземные пространства; рекультивируются разрушенные территории. Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца 20 – начала 21 в. 1 Дополнение природного ландшафта искусственными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т п.), вводятся искусственные элементы, например искусственное формирование рельефа – геопластика. 2 Разработка озелененных территорий специального назначения (создание выставочных, спортивных, мемориальных комплексов, аква-парков и т. п.). Появляются сады и парки одно-функциональные – тематические. 3 Введение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, патуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий – под крышами. 4 Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естественной» природы. 5 «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, – стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада, посетитель избавляется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, торговыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями. 6 Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение неразрывности человеческой культуры и природы. 7 Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационности и пр.). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идет по пути экспериментов, иногда неожиданных. 8 Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вводятся интересные композиционные и художественные решения из традиционных и новых материалов. 9 Взаимопроникновение восточных, европейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устроенные по такому принципу, а на Востоке расширяется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков. 10 Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов производственных предприятий – зеленых участков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом. Озеленяется все – не только участки между зданиями, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо вертикальным озеленением, автодороги и автостоянки, инженерные коммуникации. 11 Возврат к традициям прошлых эпох – создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженые формы используются как в обширных парках, так и в садах при коттеджах, эфемериды популярны зимой в новогодние праздники. 12 Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «расчет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, экскурсионные программы, шоу-бизнес, рекламу и пр. В садово-парковом искусстве рассматривают резкие, контрастные сопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от зеркальных стен зданий и пр.