Лого Минифермер
Позвоните нам

Напишите нам

Часы работы

10:00 - 17:00

Пн-Вс Минифермер Крым, пункт выдачи на карте

 

 

1 История развития декоративного садоводства            и основы композиции
 
Тема 1 История декоративного садоводства разных стран мира

 
 
Проблема озеленения городов в современном понимании не существовала в древности. Она возникла в эпоху капитализма, вызвавшего к жизни огромные города, в которых на ограниченной территории, в условиях почти полного отсутствия зелени, сосредотачивались огромные массы людей. Но и в древности дворцы богачей и знати утопали в роскоши зелени, хотя до нас дошли лишь обрывочные сведения об их описаниях.
 

1.1  Декоративное садоводство в древности


 


 

Древний Египет считается одной из первых стран, где возникло искус­ство создания садов и парков. Как самостоятельное государство он был осно­ван в конце 4 тыс. до н. э.

Социальные условия. Основные средства концентрировались во власти фараона. Ему принадлежала вся земля и огромное количество рабов. Свободные ремесленники и земледельцы также трудились на фараона и мало отличались от рабов.

Природные условия. Очень засушливый климат, по­чти с полным отсутствием осадков и горячими, знойными песчаными ветрами. В сезон разлива Нил оплодотворял землю, но после необходим был искусствен­ный полив.

Растительность. На бе­регах реки – гигантские папирусы и тростни­ки, образующие заросли; «водные поля» многочисленных лотосов – белых, розо­вых, голубых; из древесных пород – финиковая пальма, дающая плоды и тень; инжирное и гранатовое деревья, пальма Дум и акация. В садах произрастало двадцать различных древесных пород, многие на­звания которых не удается расшифровать и по­ныне. Все

 

вышеперечисленные представители флоры употреблялись в пищу.

На полях разводили ячмень, пшени­цу, просо, а из технических культур – лен. Среди древесных пород предпочтение отдавалось в пер­вую очередь деревьям с густой кроной, обеспе­чивающим защиту от знойных ветров, тень, про­хладу, во вторую – плодоносящим породам, а затем – видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов.

Из цветов предпочитали гвоздики, маки, васильки. Широко использовались интродуценты – розы и жасмин.

Для виногра­да создавались специальные остовы – перголы.

Строительный материал. Древний Египет был богат известняком, розовым гра­нитом, песчаником и др. Из них возводились долговечные и великолепные строения, некоторые сохранились до наших дней.

Архитектура Древнего Египта отличается це­лостностью, мощностью, статичностью, колос­сальностью, грандиозностью, контрастом с пей­зажем пустынь.

Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:

-            священные рощи, располагающиеся на бе­регу, как правило, искусственного водоема на тер­ритории храмовых комплексов;

-            озеленение улиц;

-            сады при загородных дворцах фараонов, от­личающиеся обширными озелененными терри­ториями (родоначальники парков);

-            сады при жилых домах знати.

Египетский сад – образец регулярного стилевого направления. Он органично сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции. Обычно сад окружали стеной, отдельные части его также отделяли одну от другой стенами и воротами.

Аллеи, виноградники, цветочные клумбы и рабатки, водные бассейны, открытые павильоны связывались в единый композиционный узел. Широко применялась кадочная культура.

Характерной чертой является развитие ар­хитектурных ансамблей, которые состояли «из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси». Используются светотени, эффект перспек­тивы, контраста при чередовании открытых и за­крытых пространств (имеются в виду закрытые помещения и дворы). Пальмы, папирус, лотос в стилизованном виде – главные элементы от­делки зданий.

Водоемы (бассейны, каналы, пруды) – не­отъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размера территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративно­го оформления.

Типичный сад при жилом доме знатного человека (рисунок 1) был  небольшим, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркивали пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксами). Участок окружали типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделяли друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти «загородки» служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью — крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были пре­дусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду симметрично, по сторонам входной аллеи, располагались четыре во­доема и две беседки.

1.1 Декоративное садоводство в древности

Рисунок 1 – Сад Древнего Египта. Схема  планировки: 1 – вход;             2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 – бассейны

 

 

Ассирия и Вавилония

Социальные и политические условия. Для стран Двуречья характерны постоянные войны грабительного характера, концентрация больших средств в ру­ках властелина и бесплатная рабочая сила рабов.

Географическое положение и природные условия. Ассирия и Вавилония – это государства Дву­речья, в долине рек Тигр и Ефрат. Рельеф                                                                                     

преимущественно равнинный.

Растительность и развитие парков. В государствах Двуречья издавна существо­вала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию различной флоры.

Ассирийские цари со второй половины 8 в. до н. э. восхваляют сады и парки в письме­нах и на барельефах.

На увлажненной почве росли кипарисы, пальмы, фруктовые деревья, виноград­ники и пряности.

Основным строительным материалом был сырцовый кирпич – непрочный и недолговечный.

Градостроительство и архитектура. Города строились по регулярному плану, обычно их окружали толстые крепостные стены с зубчатыми башнями. Стены иногда были двой­ными или даже тройными. Однако площадь са­мих городов значительно меньше, чем в Египте, а застройка плотнее.

Сады и пар­ки Двуречья подразделялись на основные типы:

-    сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;

-    охотничьи и увеселительные парки или леса;

-    «висячие сады».

Дворцы возводились на террасах-платформах. Многие помещения, включая внутренние дво­ры, располагались асимметрично. Применялось поперечное развитие пространства.

Существовавшие обширные пар­ки, предназначенные для прогулок верхом и охо­ты, могут считаться прооб­разом современных лесо-парков.

Городскими доминантами, являлись храмы – зиккураты – очень высокие ступенчатые башни, где верхнюю часть – платформу завершало архитектурное со­оружение-храм. Нижние части платформ по пе­риметру озеленяли растениями, высаженными в специально устроенные ямы, наполненные рас­тительной землей. Возможно, зиккураты стали прообразом «висячих садов». Самые изве­стные из них – «Висячие сады» Семира­миды (рисунок 2). Это сооружение связано с именем ассирий­ской царицы Семирамиды (10 в. до н. э.). Но ни­кто не знает точно, кем они были сооружены.

Предполагают, что нижняя терраса была разме­ром 45 х 40 м, вторая – 40 х 30 м. Первый этаж имел высоту 8 м, включая 2 м растительной земли, следую­щий – 13 м, при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м земли. Весь ансамбль        состоял из 14 сводчатых залов, размещен­ных по обе стороны также сводчатого коридора.

1.1 Декоративное садоводство в древности

Рисунок 2 – Сад Семирамиды

 

Выработанный прием такого устройства садов дошел до наших дней в виде садов на крыше.

 

Сады Персии

В 6 в. до н. э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, весь Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и За­кавказье. Эту громадную державу назвали Персией со столицей Пасаргады.

Уже тогда начали создаваться сады для охоты, смотров, проведения празднеств.

Парки доминировали в сознании их владельцев, утрачивалось понятие о самом жилище – дворце, а резиденция царя обознача­лась одним словом «парадиз» (рай­ский сад).

Природные условия и растительность. Сухое и знойное лето Персии сменялось рез­кими зимними холодами, во время которых снег держался долго. Страна небогата раститель­ностью. Преобладали небольшие оазисы из платанов, кипарисов, дубов, фруктовых дере­вьев.

Садоводство в Персии занимало значительное место и считалось занятием знати.

Персию считали родиной царицы цветов – розы. Отсюда происходят также сирень, лилия, тюльпа­н, нарцисс.

Древнеперсидские сады, изображенные  на ков­рах, регу­лярной формы. Сады разбивали на четырехуголь­ные участки и кварталы различной формы и величины, не связанные единым композиционным замыслом. Сады оформлялись полноводны­ми каналами и фонтанами. Павильоны декорировались золотом, богаты­ми тканями и живописью.

Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы:

-    аллеи;

-    сады при виллах;

-    дворцово-парковые комплексы.

Садово-парковое искусство Персии имело характерные особенности:

-    появились обширные парки – «парадизы»;

-    использовался рельеф местности (террасы, каналы и бассейны);

-    применялся богатый ассортимент расти­тельности, экзотических и фруктовых деревьев, а также огромного количества цветов;

-    включались павильоны и гроты в общую композицию.

 

Античная Греция

Социальные условия. Историю культуры и искусства Древней Гре­ции принято делить на пять эпох, каждая отражала различные соци­альные взгляды.

Природные условия. Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полу­острова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии.

Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделя­ет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.

Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воз­дух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на боль­шом расстоянии».

Растительность. Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. Характерны: маслины, со­сна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, то­поль, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное де­ревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с при­родой.

В конце 5 в. до н. э. появ­ляется руководство по разведению цветов и са­довому делу.

Из цветочных растений греки выращивали розы, махровые левкои, хризантемы, что в пере­воде означало «золотой цветок», гвоздику,    анюти­ны глазки.

Строительный материал разнооб­разный – белый, голубовато-серый мрамор и темно-фиолетовый мраморный известняк.

Градостроительство и архитектура. Греция архаического периода представляла со­бой ряд полисов (городов-государств), из кото­рых самым крупным были Афины.

Эпоха рабовладельческой демократии характеризуется наивысшим расцветом культуры. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы.

В 4 в. до н. э. царь Македонии Александр Ве­ликий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. Александр основал много городов и органи­зовал в них парковые территории, образованные в единые зеленые пояса, где вместе с парками рас­полагались научные центры – ботанические са­ды и зоопарки.

Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеле­нения:

1 Священные рощи (нимфеи и герооны)

Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре, украшенным скульптурой, колонна­ми или небольшим сооружением садового типа.

Героон – первоначально роща, посвященная герою. Слу­жил местом его захоронения и носил мемориаль­ный характер. Позже его украсили статуя­ми знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей в героонах устраивались гимнастические игры и со­стязания. Это прообраз спортивных парков.

2 Гимнасии преобразованы из героонов. Они служили местом для заня­тий физическими упражнениями. Позже – публичные места для собраний (наблюдений за гимнастически­ми упражнениями, встреч или философских бесед), постепенно пе­рерастали в философские сады.

3 Озелененные территории общественно­го значения (городские площади, улицы). Данные объекты появились в 5 и 4 вв. до н. э. Их оформление зеленью складывалось в основ­ном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений.

4 В философских садах, которые находи­лись в парках из платанов, масли­н и тополей, велись ученые беседы и проводились за­нятия. Они формировались в близком к пейзажному стиле.

5 Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, с элементами художественно-декоративной обра­ботки.

Внутренние дворики укра­шались цветами, скульптурой или фон-

 

таном.

Садово-парковое искусство античной Гре­ции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и паркостроения в целом, т. к.:

–    здесь была разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля-про­порции как соотношение частей и целого;

–    принципы равновесия, ритма и симметрии;

–    использовалась горная местность для уст­ройства террас;

–    создавались искусственные гидросооруже­ния – фонтаны, бассейны;

–    в парках применяли цветы, архитектур­ные формы и скульптуры, специально приспособ­ленные к фону зелени или гротам.

 

Древний Рим

Социальные условия. По своим социально-экономическим услови­ям Древний Рим – это рабовладельческое госу­дарство.

Природные условия сходны с греческими. Климат средиземноморский. Рельеф горис­тый. Большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, хол­мы, равнины чередуются между собой. Леса пре­имущественно лиственные.

Растительность разнообразна: различные виды со­сен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, кашта­ны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, под­дающиеся фигурной стрижке, – самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах выращивали цветы, соответствующие временам года (лилии, левкои, анемоны, ас­тры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздики, ирисы, туберозу, тюльпаны и др.).

Любимые цветы римлян – фиалка и роза. Очень ценился плющ.

Если у владельца сада не хватало средств для скульптур из мрамора или иного строительного материала, то он украшал свой сад «зеленой скульптурой». Формовка крон была делом садовника – топиариуса, отсюда и появление термина «топиарное искусство», что означает фигурную под­стрижку деревьев и кустарников (рисунок 3). Для античного Рима характерен синтез ис­кусств, т. е. гармоничное сочетание архитекту­ры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.

Сфор­мировались следующие типы садов:

-    cвященные рощи – сады, связанные с ре­лигиозным культом.

городские общественные сады устраивали вблизи теат­ров и других общественных зданий. Прогулочные аллеи органи­зовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, укра­шались скульптурами, оснащались источни­ками или бассейнами.

1.1 Декоративное садоводство в древности

Рисунок 3 – Подстрижка деревьев в Древнем  Риме

 

Во времена императо­ра Августа в результате строительства водопро­вода и очень значительных благоустроителъных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров; около роскошно­го здания терм Агриппы был разбит парк с обшир­ным проточным искусственным озером и каналом. В парке было до 300 мраморных статуй. Для развлечения народных масс на озерах ус­траивались праздники с целыми флотилиями су­дов и барок, а иногда и морские сражения.

Частновладельческие городские сады при дворцах и виллах, назначение ко­торых было от хозяйственных до увеселитель­ных.

Следует отметить, что было три типа вилл:

-            «рустика» – сельскохозяйственная вилла;

-            «урбана» – дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развле­чений,

-            «фруктуария» – вилла, где основой являл­ся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.

Наружные стены жилого дома по климатическим условиям редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировыва­лись вокруг открытого дворика. У входа распо­лагался атриум, что-то вроде вестибюля с бас­сейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колон­надами (перистили). Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они на­поминали настоящие садики.

В садово-парковом искусстве Древнего Рима появляются новые планировочные элемен­ты – ксист, перистиль и ипподром.

Ксист плоский сад, представляющий собой небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники с четкой осью построения. Он располагался перед зданием вил­лы и подчинялся планировке и архитек­туре здания. Ксист и перистиль насыщались деко­ративными формами, по размеру же были неболь­шими 20 х 10 м.

Ипподром занимал территорию 60 х 160 м или 70 х 200 м на плоском рельефе. Он представлял со­бой эллипс, один округлый конец которого срезан. Планировка регулярная с чет­кой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, цветов, газонов, скульпту­р, фонтанов, беседок.

Однако, в целом в древнеримских садах и парках отсутствовало  композиционное единство.