Лого Минифермер
Позвоните нам

Напишите нам

Часы работы

10:00 - 17:00

Пн-Вс Минифермер Крым, пункт выдачи на карте

1.2 Садово-парковое искусство в средние века

 

Эпоха античности с ее архитектурой, искус­ством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха фео­дализма, или период средневековья (5–15 вв.).

В эпоху средневековья происходят формиро­вание европейских государств, постоянные меж­доусобные войны, восстания. Именно в это вре­мя утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.

История архитектуры средневековья под­разделяется на три периода:

1)  раннесредневековый (4–9 вв.);

2)  романский (10–12 вв.);

3)  готический (конец 12–14 в).

Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего суще­ствования мирной обстановки, поэтому в услови­ях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов рез­ко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как

-

то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутрен­ний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

Во внутреннем саду выращивали декора­тивные и плодовые насаждения, а также лекар­ственные травы. Деревья росли ровными ря­дами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.

Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).

Прообразом современных цветников были ре­гулярные грядки с лекарственными и декоратив­ными растениями: маль­ва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.

В средневековье появляются следующие ос­новные типы садово-парковых объектов:

-            монастырские сады;

-            сады при замках;

-            университетские сады;

-            первые ботанические сады при академичес­ких центрах.

В монас­тырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре час­ти. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о муче­нической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.

Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные ра­стения, назывался клуатром.

Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элемен­тами и небольшого размера.

Небольшие внутренние садовые терри­тории привели к возникновению нового приема – лабиринтаучасток из специально запутанных садовых дорожек, разде­ленных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывал­ся в какую-нибудь геометрическую форму, обыч­но квадрат или шестиугольник.

Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представ­ляли себе, что совершают далекое паломниче­ство. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.

Позднее средневековье характеризуется раз­витием науки, и открытием пер­вых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли

 

высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые бота­нические сады, открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.

1.2 Садово-парковое искусство в средние века

Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)

 

Итак, особенности садово-паркового искус­ства Средневековья в центральной Европе следующие:

-            простота и геометричность планировки внутренних садов;

-            разработка нового приема – лабиринта;

-            появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.

Испано-мавританские (арабские) сады

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

 

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставля­ло прибегать к ирригации. Частые суховеи, пе­сок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым по­родам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и манда­риновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основ­ном их ценили за ароматичность. Особенно по­пулярны были роза и жасмин. Широко приме­нялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на    типы:

-    каналы,

-    узкие потоки-полосы,

-    бассейны,

-    фонтаны.

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

-    композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

-    отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.