Лого Минифермер
Позвоните нам

Напишите нам

Часы работы

10:00 - 17:00

Пн-Вс Минифермер Крым, пункт выдачи на карте

1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран

 

На смену мрачному и суровому Средневековью пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение связано с возвращением к антич­ным образам, развитием производительных сил и производственных отношений, стремлением че­ловека освободиться от подавляющего гнета цер­кви, созданием новых великолепных городских ансамблей, общественных сооружений, возведе­нием дворцов и храмов.

Эпоха Ренессанса существовала недолго, лишь 200 лет, и включает три периода: 1) раннее Возрождение (14–15 вв.); 2) высокое Возрож­дение (вторая половина 15 в.); 3) позднее Воз­рождение (16 в.). Каждый период характеризу­ется своими чертами.

Природные условия Италии. Климат мягкий средиземномор­ский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов.

Растительность. В аллеях росли пла­таны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Использовались листопад­ные породы: тополь, каштан, ильм, маслины. Для создания зеленых стен применя­лась флора, сохраняющая форму после стрижки: самшит, мирт, лавр, тис, туя западная.

В деко­ративных кадках выращивали цитрусовые. Для пергол применяли вьющиеся розы, плющи, ви­ноград.

Цветочный декор был сдержанным, и в то же время в ассортименте встречаются многочислен­ные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженого буксуса, украшались скульптура­ми и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи и беседки.

Строительный материал – мрамор, туф, травертин.

В проектировании и строительстве ряда садов участвовали видные зодчие страны: Палладио, Виньолу, Джакомо делла Порта, Браманте, Альберти, Брунеллески, Микеланджело, Леонардо да Винчи, художник Ра­фаэль. Они изобрели много новых художествен­ных приемов.

Например, амфитеатр высокая стена, замыкающая часть сада. Она богато оформлялась нишами со скульптурой, стенными фонтанами, с венчающей балюстрадой и пластическим декором. В плане это полукружие. Вогнутое полукружие углубля­ет перспективу, а также разнообразит игру све­тотеней.

Архитектурно-планировочное решение итальянских садов - регулярное, террасированное и расположенное на склоне холма. Подпорные сте­ны, лестницы, боскеты, фонтаны, расположены вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяются в строгой последователь­ности. Они рассчитаны на создание разнообраз­ных эффектов.

Основным типом сада в Италии эпохи Ренес­санса является сад при вилле (рисунок 5), планировка которого формировалась следующим образом:

-        сад размещался на террасированном скло­не. Дом был планировочным акцентом, на него (акцент) ориентирована главная композиционная ось;

-            осевое построение – главная особенность сада. Продольная ось проходила поперек террас. Поперечные оси направлены перпендикулярно ей. Основными композиционными узлами являются: дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения. Эти объекты могли находиться на пе­ресечении осей или завершать их;

-        насаждения в боскетах занимали основную часть сада;

-        рельеф служил основополагающим в орга­низации партеров. Они размещались по главной оси, либо перед домом, либо у подножия скло­на. Римский сад-ксист нашел отражение в итальянских партерах и явился продолжением дома;

-        амфитеатр или свободно растущие группы деревьев замыкали плоскую часть сада;

-        появился новый элемент – изолированный участок или небольшой сад для отдыха, получив­ший название «секретный сад»,

1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства

Рисунок 5 – Перспектива садов д’Эсте с птичьего полета (фото с гравюры)

 

-        целостное решение каждого композицион­ного узла;

-            использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада;

-        сдержанная монументальность, последова­тельность и уравновешенность сада;

-        органичная и богатая обработка рельефа, воды, малых архитектурных форм;

-        учет световых и цветовых эффектов;

-        продуманность пропорций (например, со­отношений малых архитектурных форм и их фона, ширины аллей и высоты деревьев и т. п.).

В целом, облик сада – «театрализованная декора­ция». С открытием прямой перспективы стали организовываться сады таким образом: ближе к зрителю «актеры» окружали архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднем плане – вид прекрасной местности, куда невозможно по­пасть, но можно созерцать ее.

В композиции итальянских садов эпохи барокко, утвердившейся в  80-е годы 16 в. и ставшей искусст­вом разбогатевшей буржуазии, появляется новый элемент – лучевые, или радиальные, аллеи, тогда как в виллах эпохи Возрождения при­нимались только квадратные членения террито­рии.

Основные принци­пы построения композиции регулярного сада барокко:

-        нарочитая усложненность архитектурно-пространственных решений;

-        неожиданность эффектов;

-        утонченный эстетизм;

-        декоративно-стилизаторская деформация проемов и форм;

-        свобода в формообразовании;

-        развитие композиции в глубину;

-        использование контрастов светотени, стри­женой зелени и рядовых посадок кипарисов для со­здания зеленых театров и размещения скульптур;

-        украшение партера сложными узорами и арабесками;

-        применение приемов живописного офор­мления фонтанов и каскадов, добиваясь своеоб­разного синтеза различных видов искусства;

-        создание нового типа сада по функ­ции и по композиционно-планировочным па­раметрам – ботанический сад.

В целом итальянские сады эпохи Возрожде­ния и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства всей Европы, а в первую очередь – Франции.

Возрождение и барокко во Франции охваты­вают период со второй половины 15 в. до нача­ла 18 в.

Итальянский Ренессанс сильно повлиял па французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садово-парковом строительстве.

Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнин­ные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Ровный рельеф покрыт обширными лес­ными массивами с преобладанием лиственной флоры – граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Широко культивировались фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

В садах появляется новый элемент берсо – крытый каркас из дерева или металла, возво­димый над дорогой (рисунок 6). Разрастаясь, растения обра­зовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в 17 в. пре­вратились в роскошные кружевные партеры – бродери (рисунок 6). Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал – уголь, толченый кирпич, песок и пр.


 

Замки строились в основном вбли­зи рек и всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с ре­кой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал ста­новится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции.

Для красочности и оживления в садах содер­жали павлинов.

Чтобы уберечь цветники от птиц, по пе­риметру устанавливалась невысокая стенка или палисад. Высота ограждения устанавливается на высоту локтя человека. Эта, казалось бы, маловажная деталь очень существенна и ложится в основу развития следующего понятия: лучшая точка восприятия цветника или партера.

Зодчие использовали малейшие перепады рельефа для обогащения композиции. Это привело к появлению таких устройств как боуленгрин и вертюгаден. Боуленгрин – партер с простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих до­рожек. Вертюгаден – это своеобразный итальянский «амфитеатр», представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изго­роди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кад­ках (рисунок 8).

1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства

Рисунок 8 – Садовый театр (вертюгаден)

 

Объекты садово-паркового искусства Франции 16–17 вв. были четырех типов:

-        обширные парки охотничьих замков и дворцов;

-        небольшие сады около домов;

-        широкие бульвары;

-        ботанические сады.

Основные черты французского классицистического парка (на примере Версаля):

-    наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

-    размещение на плоском рельефе;

-    симметричность композиции по отноше­нию к центральной оси (рисунок 9);

-    индивидуальность отдельного дерева теря­ется в массиве;

-    использование топиарного искусства: зеле­ные стены коридоров, беседок, залов и кабине­тов, шаров, кубов, пирамид;

-    применение трельяжных конструкций (бе­седок, арок, оград);

-    интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, распо­ложены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

-    центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов; использование партеров-вышивок или «вы­резного» газона с редким включением натураль­ных цветников;

-    умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко;

-    основным украшением служила парковая аллея из 2 или 4 рядов деревьев, открывав­шая далекие перспективы на окружающую мес­тность.

 

Регулярные сады и парки Англии

Влияние садового искусства Франции на Англию было чрезвычайно велико, потому что садоводство там являлось излюбленным делом.

Природные условия Англии разнообразны. Она расположена на Британских островах. На западе и севере преобладает горный рельеф. На юго-востоке и в центре – холмистые равни­ны.

Климат умеренный, океанический, влажный. Осенью и зимой частые туманы, придающие са­дам и паркам особенную романтичность. В стра­не много зелени. Основными растениями счита­ются: кедр, липа, можжевельник.

Основной тип объектов садово-паркового искусства в Англии – парк при поместье.

Для садово-паркового искус­ства Англии первой половины 18 в. характерны следу­ющие черты и приемы:

продолжение старых традиций – подстриж­ка деревьев и кустарников (стены, арки из зелени);

1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства

Рисунок 9 – Версаль. Схема генерального плана (автор А. Ленотр, архитекторы: Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар. 1660-1700 гг.)

-        использовался широко прием боулингрина, позаимствованный у французов;

-    пруды помещались ниже окружающей плоскости и нередко окружались стрижеными палисадами. Изредка эти пруды достигали боль­ших размеров и украшались фонтанами;

-    создание уютных мест отдыха, замыкаемых выстриженными беседками или стенами.

В голландских садах, небольших по размерам и распланированных строго симметрично (рисунок 10), в шахматном порядке, было распространено цветочное оформление в виде причудливо устроенных клумб и цветников. Кроме того, особенностью этих садов было также большое количество каналов, которых в некоторых голландских садах было иногда больше, чем дорожек.

1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства

Рисунок 10 – Сад в Голландии

Сады и парки Германии

Германское садово-парковое искусство оказа­лось тоже под влиянием Версаля и желания «пре­взойти соседних властвующих князей». Владель­цы разных княжеств «соревновались» между собой в блистательности своих резиденций. В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Красота масс в архитектуре Германии по­чти всегда прикрыта обилием украшений. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «из­витыми кариатидами», а рису-

 

нок орнаментов асим­метричен.

Природные условия Германии. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобла­дают невысокие горы.

Основными типами объектов садово-парко­вого искусства Германии были:

-         городские дворцово-парковые ансамбли;

-         городские сады;

-         загородные дворцово-парковые комплексы.

Основные особенности германо-австрийских садов и пар­ков:

-    дворцы были небольшими, а представитель­ность и размах достигались созданием крупных садов и парков;

-    композиция парков являлась выразитель­ной, но простой;

-    парки были в форме правильного пря­моугольника с одноосевой системой;

-    значительную роль в парках играли водо­емы – плоские зеркальные бассейны и каналы.

 

Китайские сады и парки

Понимание приро­ды в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе.

Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов.

Природно-климатические условия Китая. Китай – «стра­на гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнооб­разны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.

Растительность. Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны.

В стране насчитывают 6 типов садов:

-    при императорских дворцах;

-    при императорских гробницах;

-    при храмах;

-    сады естественных пейзажей;

-    домашние сады;

-    сады ученых, или литературные.

Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наи­более древними считаются сады при император­ских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства.

Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павиль­он с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду пла­вали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изги­балась, подобно спине слона, и нависала над во­дой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыха­ли и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, созда­вая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабирин­ты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильо­ны и искусственные холмы, соединенные моста­ми. На лужайках росли душистые цветы, целеб­ные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.

Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружа­ющим ландшафтом и как бы постепенно вырас­тал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Пейзажи садов и парков Китая  делились на три основных вида:

-    устрашающий;

-    смеющийся;

-    идеалистический, или романтический.

Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нави­сающих над головой. Был слышен шум подзем­ной реки, а вырванное с корнем дерево преграж­дало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги тем­ные ели и туи, закрывающие солнце, расступа­лись и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадо­стный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал лег­кую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная паго­да на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Китайские зодчие умело использовали зако­ны воздушной перспективы, эффекты, компози­ционные приемы.

Идеологическая основа садово-паркового искусства - религиозные верования китайско­го народа, связанные с одухотворением яв­лений природы (конфуцианство и даосизм).

1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства

Рисунок 11 – Древнекитайский сад

 

Парковая композиция Китая строится с при­менением следующих принципов:

-            «инь» – действовать в зависимости от ме­стных условий;

-            «цзе» – максимально использовать окру­жающую природу;

-            определять главное и второстепенное;

-            применять контраст;

-            в малом добиваться большого эффекта;

-            стремиться к достижению гармонии про­порций и последовательному раскрытию видов;

-            учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных сте­нах, так называемых проникающих окон (рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и стано­вились рамкой для пейзажа.

1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства

Рисунок 12 – Арка «лунные ворота»

 

Философия китайского сада лучше всего воп­лощена в «садах ученых», или «литературных садах».

Характерные особенности садово-пар­кового искусства Китая:

-            активное использование камня;

-            обилие водных поверхностей;

-            большое количество и продуманное разме­щение малых архитектурных форм;

-            тщательный подбор декоративной расти­тельности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;

-            создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;

-            подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, во­ротами;

-            включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

 

 

 

Сады и парки Японии

История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий.

Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было глав­ной целью японского ландшафта.

В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется тео­рия контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – актив­ной и пассивной. Высокий камень – господству­ющее, активное начало, камень лежащий – пас­сивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесисто­го дерева.

В Японии существовали в основном четыре типа садов:

-    императорские;

-    сады при монастырях;

-    миниатюрные садики при жилых домах;

-    сады чайных церемоний.

Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырех­угольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций.

Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:

-    символизм;

-    использование мотивов, подсказанных при­родой;

-    включение в композицию озер и потоков, камней;

-    подстрижка деревьев;

-    мягкость общего тона;

-    введение на небольших территориях кар­ликовых деревьев – бонсай (рисунок 13);

-    составление и украшение интерьеров: ике­бана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих ра­стений;

-    широкое применение национальных тради­ций, в частности таких, как чайная церемония;

-    создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;

формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.