Лого Минифермер
Позвоните нам

Напишите нам

Часы работы

10:00 - 17:00

Пн-Вс Минифермер Крым, пункт выдачи на карте

Тема 2 История садов и парков России
 
 
2.1 Развитие садово-паркового искусства на Руси
 

 

Древнейшие истоки будущих русских садов и парков лежат в обожествлении природных явлений, ритуаль­ном восприятии некоторых ландшафтных урочищ, введении системы строгих запретов на их хозяй­ственное использование.

Древнерусские объекты садово-паркового ис­кусства можно подразделить на следующие типы:

-    сакральные сооружения на вершинах;

-    священные рощи;

-    пантеоны – ритуальные урочища;

-    увеселительные рощи и гульбища;

-    городские усадьбы;

-    монастыри.

Так, расположение сакраль­ных святилищ Саяно-Алтая указывает на их связь с культом снежных вершин – местами проживания божеств высшего ранга. Они расположе­ны под открытым небом на невысоких вершинах, часто при водных источниках, а наскальные ри­сунки - петроглифы - были обращены в сторо­ну более высоких снежных вершин. Столбообраз­ные груды камней на вершинах гор, перевалах, особо опасных местах, чем-то выдающиеся оди­ночные деревья также становятся иногда первы­ми объектами поклонения обитателей божеств – хозяев природы.

Древние лабиринты из камней, где вокруг большого валуна или валунов, выложены башенки из камней, а также каменные кольца поминаль­ных очажков. Например, лабиринт на ост­ровке Анзер (Соловецкий архипелаг).

В Киевской Руси объектами поклонения и ри­туальных игр нередко становились священные рощи, даже отдельные деревья. Дубы, культ ко­торых уходит своими корнями в глубокую древ­ность, посвящались Перуну (богу грома и молний). Они всегда особенно выделялись и украшались (например, кабаньими челюстями, клыками). Другим почитаемым деревом в период становле­ния Киевской Руси (9–13 вв.) была береза - символ добра и плодородия. Подле берез, в осо­бенности, если они росли у источника, соверша­лись ритуальные действия.

Пантеоны под открытым небом аналогич­но были прообразами садов и парков.

В древнерусских городах долгое время со­хранялись луга, пустоши и рощи, открытые берега рек и озер, крутые и потому ничем не занятые склоны возвышенностей и оврагов. Это были первые, практически общедоступные парки.

В 1637 г. рощи и сады присутствовали во всех районах города Киева.

Сады при русской усадьбе (15-16 вв.) были в основном плодовые с огородами. Они пресле­довали утилитарные цели и являлись придворцовыми, великокняжескими или боярскими. В них устраивались рыболовные пруды, водоемы для домашней птицы, встречались и пасеки.

Городской красный (т. е. красивый) сад зажи­точных посадских людей, купцов - это обычное дополнение жилых хором, устроенное тоже в основном в хозяйственно-бы­товых целях. Он огорожен был тыном и засажен яблонями, вишней, крыжовником, малиной и дру­гими плодовыми деревьями и кустарниками. Ближе к входу в дом или же, напротив, по краям сада встречались нарядные кустарники:  сирень, боя­рышник, черемуха, калина, шиповник. Большую часть сада, обычно поодаль от хором, занимали собственно огород, грядки для овощей, крытые слюдой парники.

В более крупных усадьбах имелось по несколько прудов для водоплавающей птицы, поливки и купания после бани, могла встретиться и липовая рощица с лужайкой для игр детей и теневым навесом. Сад имел простую, рациональную планировку с прямыми дорожками, связавшими вход в дом с воротами и всеми хозяйственными объектами усадьбы. «Красоту» не отделяли от «пользы».

Сад-вертоград в стенах монастыря, а иногда и вне монастыря, но тоже ограниченный особой  стеной, являлся символом небесного рая на Земле. Он имел нравственно-воспитательный смысл. Яблони, водный источник или бассейн у кре­стообразного пересечения дорожек, душистые цветы, птицы на ветвях деревьев - все это атри­буты райской жизни.

Монастырские сады имели культовые и практи­ческие цели, являлись источниками лекарствен­ных трав, овощей и плодов

К 14–15 вв. монастырские сады становятся крупнее, сложнее по

планировке, включают мно­го декоративных элементов беседки, трельяжи, скамьи, фонтанчики и пр. Отдельные площадки таких садов разделяются друг от друга каменны­ми оградами.

Ха­рактерной особенностью монастырского сада яв­ляется тесная связь с архитектурой зданий, зам­кнутость в пределах высоких монастырских стен и построек.

Монастырские сады были двух типов:

-    большие плодовые сады за стенами монас­тыря;

-    малые, в основном декоративные палисад­ники вблизи келий и церквей внутри монастыря.

Самые обширные сады светской ветви в 16–17 вв. были сосредоточены в Москве и вокруг нее. Многие из них не ограничивались хозяйственны­ми функциями, а имели определенное предста­вительское и просветительское назначение.

Среди них можно выделить следующие типы: 

-    государевы и боярские сады;                     

-    аптекарские огороды;

-    верховые сады;

-    хозяйственные и увеселительные усадьбы;

-    зверинцы.

Государевы и боярские сады были фрагментированы и не несли определенной художественной идеи. Здесь отсутствовала связь с архитектурой, а сами сады в своем устройстве отражали умирающие формы бытового уклада. Влияние Европы на садово-парковое строительство было незначительным. В садах появляются новые декоративные элементы: беседкичердаки», терема, шатры, галереи-гульбища, скамьи («сиделки»), кресла («троны»), богато расписанные и украшенные резьбой, пруды-сажалки, деревянные скатные горы, каталки на озерах, хороводные поляны. Флора скудная, обусловленная суровым климатом.  Характерно окружение сада высокими стенами, окрашенными и расписанными «обманными перспективами» (обманками). Широко распространены рощи из одной породы деревьев. В садах присутствуют регулярные элементы, которые свободно размещены в плане, но осевое решение в планировке отсутствовало. Все планировочные части усадеб располагались свободно с учетом природных условий территории.

Аптекарские огороды появились в 16–17 вв. В некоторых из них стали заниматься выведением осо­бо урожайных и качественных сортов фруктов и овощей.

В середине 17 в. в Москве было четыре аптекар­ских огорода. Ап-

текарские огороды и старые мо­настырские сады стали зародышами ботанических садов, ко­торые появились в России в начале 18 в.

Верховые увеселительные сады создавали при богатых хоромах на специальных каменных сводах.

В 17 в. в Московском Кремле существовала два больших и несколько малых прикомнатных верховых садов на крышах и террасах дворца.

Красные сады-огороды, устроенные для «прохлады», были одновременно и декоративными и включали в себя плодовые деревья, кустарники, аптекарские травы, цветы, малые и большие деревья, которые составляли единую композицию, без искусствен­ного размежевания декоративных и плодовых ра­стений.

Русские садовые мастера умели видеть краси­вое в обыденном, могли, например, сложить вы­разительный, насыщенный цветом и движением форм и оттенков живой ковер из одних только зла­ков - овса, пшеницы, проса, ячменя и т. д.

Среди подмосковных царских вотчин 17 в. выделялось Измайлово.

Это была не просто лет­няя резиденция монарха, а образцовое по тем временам хозяйство (рисунок 14, 15).

2.1 Развитие садово-паркового искусства на Руси

 

Рисунок 14 – План просянского сада в Измайлово

2.1 Развитие садово-паркового искусства на Руси

Рисунок 15 – План круглого аптекарского сада в Измайлово

 

Там опробовались новые способы полевод­ства, проводились опыты с заморскими огород­ными и плодовыми культурами. Здесь впервые была создана сложная система полива, многочисленные рыбные пруды-сажалки, водяные мель­ницы. Впервые появились увеселительные сады. В комплексе со зверинцами, «потешными па­латами», «комедийными» теремами ограниченные территориально и не свя­занные друг с другом, но четко спланиро­ванные и художественно организованные.

В 1663 г. царь Алексей Михайлович поощрял нововведения в полеводстве, садоводстве, пче­ловодстве. По его распоряжению в виде копаней и запруд создается более 30 водоемов для разведения рыбы, птиц.

В 1665–1666 гг. из числа стрельцов выбираются люди, имеющие опыт в садоводстве. Они ездят по русским городам, славящимся своими успехами в выращивании фруктов, и отбирают лучшие пло­довые деревья для посадки в Измайлове.

Петр 1 внес черты более реалистичного подхода в устройство регулярных парков. Каналы имели не только декоративное значение, но и служили путями подъезда с моря и реки. Скульптура не только ук-

 

рашала аллеи, но и просвещала публику.

Парки Петровской эпохи органично сливались с ландшафтом. Природа не подавлялась, а входила непосредственно в парк. Вся композиция носила более открытый характер. Очень характерна морская ориентация ансамблей (рисунок 16).

2.1 Развитие садово-паркового искусства на Руси

Рисунок 16 – Летний сад в 1716 году

 

 

     Выразительность парков подчеркивали фонтаны и стриженные деревья. Часто выбор участка для закладки парка зависел от возможностей водоснабжения фонтанов.

Регулярные композиции не были геометрически правильными. Для сохранения некоторых особенностей местного ландшафта мастера охотно отступали от нее. Здесь широко использовались цветы местной флоры, одноцветный газон, бордюр из брусники, искусственные сыпучие материалы. В боскетах выращивали плодовые культуры.