Лого Минифермер
Позвоните нам

Напишите нам

Часы работы

10:00 - 17:00

Пн-Вс Минифермер Крым, пункт выдачи на карте

2.2 Пейзажные парки второй половины 18 и начала 19 веков

 

В России никогда не существовало регулярных садов в чистом виде. У нас всегда считалось возможным соединять регулярные сады с так называемыми пейзажными.

На смену барокко пришла эпоха классицизма – с отказом от регулярного и утверждением пейзажного начала. Разрастаясь, становятся тенистыми регулярные парки. А сами регулярные элементы используются только на небольших парадных частях.  С конца 18 до первой половины 19 вв. широко распространилось и укрепилось пейзажное направление. Исчезла обособленность сада, и он строился «в согласии с природой». Модным было увлечение флористикой. Парк воспринимается как определенная последовательность, непрерывность, перетекание пространств, которые лучше рассматривать с определенных точек обзора. Это последовательный ряд зрительных образов и впечатлений.

Наиболее яркими примерами парков романтического стиля данного периода считают

Гатчина

и Павловский парк. Они построены по канонам классических пейзажных парков с живописными очертаниями озерных и речных берегов, с извилистыми дорожками, ведущими от одного живописного места к другому.

Общие принципы планировки русских усадеб, сохранились вплоть до начала 20 в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении: у бровки холма, на краю речной террасы или у пруда. Ниже располагаются служебные корпуса, которые ставятся в определенном порядке, так, чтобы поддержать центр ансамбля. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно – с "зелеными кабинетами", ровными подстриженными кустарниками, фонтанами, аккуратными цветниками и прогулочными дорожками между ними.

Центральная аллея, прямая и широкая, плотно засаженная высокими деревьями, постепенно уходила в лес или в "загадочную даль". Таким образом, регулярность сада постепенно переходила в живописный пейзажный стиль, без резких переходов и контрастов. Лишь за ним начинается собственно пейзажный парк.

Иногда имелся один или несколько фруктовых садов с "плодовитыми деревьями" и сад-огород.

В саду-огороде росли фруктовые деревья, ягодные кустарники и овощи, цветы и травы. Здесь устраивались любимые сиделки для отдыха, любования цветущими деревьями, наслаждения пением птиц и запахом созревающих плодов и пряных трав. В усадебных садах-огородах не гуляли. Для прогулок и исполнения обрядов, календарных и православных праздников выбирались рощи, дубравы, берега рек, поляны в окрестностях. Они были общими для дворян и крестьян и, позже, всех сословий городского населения.

Польза не отделялась от красоты, поэтому прижились в провинциальных усадьбах террасирование (удерживало землю на склонах), прямые аллеи (удобно для сбора и транспортировки плодов); обсадка липами или "нарядным кустарником" (место обитания птиц, необходимых для уничтожения вредителей, и защита от холодных ветров нежных фруктовых деревьев); разнообразные по форме и местоположению пруды (для разведения рыбы и хозяйственных нужд), причем, именно в саду, а не перед домом; беседки-гроты, являвшиеся одновременно погребами для хранения фруктов из тех же садов и т.п.

Лишь немногие заимствованные элементы в саду имеют чисто эстетические цели. Это иерархия аллей с выделением главной, как правило, въездной, или идущей от крыльца, куда выходят двери гостиной; и цветочный партер перед домом, который выполняет роль своеобразной детской площадки.

Таким образом, на территории усадьбы принято было различать три зоны – сад, парк и лес. Сад примыкал к главному зданию и служил естественным переходом от архитектуры к природе. Парк находился в некотором отдалении от основных владений и плавно переходил в окружающий лес. Как правило, парки создавались на основе естественных рощ и лесов, и появились далеко не сразу и не во всех усадьбах.

Группы дере­вьев и кустарников тщательно подбирали по цвету листвы и фактуре кроны. В дендрологическом составе в основном преобладали лиственные породы деревьев: липа, дуб, ясень, клен и др. Порой встречались и экзотические растения. Каждая из аллей имеет особый характер благодаря не только ведущей породе деревьев, но и типу солнечного освещения, продольному профи­лю, видам на прилегающие окрестности и т. д.

Аллеи могли заканчиваться круглыми беседками-миловидами, поставленными на бровке террасы, либо вести не­посредственно к воде. На берегу уст­раивали каменные лестницы и грот.

В аллеях и по краям партеров устанавливались парковые скуль­птуры (статуи, монументы) античной тематики – они одухотворяли пейзажи.

Парк создавался в истинно русском духе. Не подстриженные лужайки, а поляны с поле­выми цветами и густой подлесок остался с гри­бами, ягодами. Многочисленные поляны плотно увязывались с сетью прогулочных аллей.

В русских садах существовали особые музыкальные развлечения. Хозяева вместе с гостями ходили "слушать птиц". Для этого внутри сада устраивались специальные площадки, со всех сторон окруженные тесными рядами лип. Тесная посадка деревьев была не случайной. Они давали приют певчим птицам, защищая их от ястребов и других хищников. Между аллеями лип оставляли подлесок, в котором обитали соловьи. Очень ценился натуральный шум воды в каскадах и водопадах.

В садах не было простых "внесюжетных" украшений. Цветы и растения, даже населявшие сад птицы и животные являлись символами, не говоря уже о садовых скульптурах и композициях.

В этот период достигает наивысшего рас­цвета искусство построения прогулочных дорог, вдоль которых пейзажи формируются так, что­бы вызвать последовательный ряд зрительных образов и впечатлений. Парк мыслится как не­кая программа восприятия картин природы в движении.

Таким образом, общие принципы построения русских усадебных садов заключались в следующем:

– универсальность – польза, красота и естественность. Эти черты характерны для сада во все периоды его существования;

– утилитарность – обязательно высаживали плодовые деревья и кустарники (яблони, вишни  др.);

экономичность и невысокая стоимость. В садах не было сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее;

симметрия не соблюдалась в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она.

Особенности садово-паркового искусства конца 19–начала 20 в.:

-             парки уютные, камерные, приспособленные к бытовым процессам;

-             аллей мало, они короткие, часто меняют профиль и направление, не являются решающими в композиции;

-             целостность композиции сменяется фрагментарностью, парадность – интимностью;

-             абсолютное и гипертрофированное значение растительности в парковом ансамбле;

-             большое количество малых архитектурных форм, скульптур, художественных оград, вносящих стилистическую определенность;

появляются моносады, арборетумы, альпинарии, садовые участки дикой флоры.